Типы производства масштабных моделей.

   Александр Винокуров, Ольга Березутская

В разных изданиях и в разговорной речи можно встретить различные названия типов масштабных моделей: модель ручной работы, мелкосерийная, мелкотиражная, серийная, конверсия. Что означают эти термины и чем они отличаются?

   С серийными моделями все просто. Это - модели, выпускаемые на заводах и фабриках тиражом более 3 тысяч экземпляров одного вида, а лимитированные выпуски от 700 до 3 тысяч штук. Для каждого вида модели изготавливается собственная упаковка высокого уровня.

   Модели ручной работы изготавливают штучно, в пределах 15-20 экземпляров, без использования форм, могут применяться только шаблоны. По сути - это результат творческого процесса, воплощение индивидуальной идеи. Стоимость такой модели зависит от

Ручная работа

мастерства автора, количества выпущенных экземпляров и использованных материалов. Это самые дорогие модели.

  Некоторые изготовители пытаются выдать  мелкосерийные модели за ручную работу. Тиражи таких моделей могут быть очень маленьким (от 2 штук до 2,5 тыс. экземпляров), но при их производстве используются формы. При изготовлении кузовов мелкотиражных моделей используются различные  материалы. Это могут быть смолы (эпоксидные, полиуретановые, полиэфирные) или  металл (литье цинка, оловянно-свинцовистого сплава, свинца или электрокоркообразованием меди или хрома).Смолы хорошо передают форму, и их легче обрабатывать. Отливки же из металла чуть хуже передают форму (речь идет только о мелкосерийном производстве), их сложнее обрабатывать, но коллекционеры такие модели  предпочитают больше. Тому пример - неувядающая страсть к фирмам Brooklin, Western Models и другим аналогичным производителям. Корконаращивание, или гальванопластика, - самый качественный метод передачи формы. Но при нем единым слоем металла вместе с кузовом покрываются и окна, поэтому, их в последующем приходится  вырезать. А это уже большая проблема. В такие окна сложнее 

Мелкотиражное производство

Модель изготовлена способом - корконаращивание

вставлять пластик, имитирующий стекло, подгонять внутренние детали, так как толщина и ровность внутреннего слоя металла не стабильна. Мелкие детали можно делать и из смолы, но облой, появляющийся во время литья, трудно  удалять без повреждения деталей. Поэтому, многие производители предпочитают оловянно-свинцый сплав, который можно, к тому же, хромировать или никелировать. При этом виде производства не возбраняется использование деталей и от серийных моделей.

   Модели конверсии могут быть как ручной работы, так и мелкосерийной. Эти модели изготавливаются на основе серийных копий. То есть  большая часть деталей используется от серийных моделей.

Последнее время многие модели всех видов получают дополнительную деталировку (сеточки, эмблемы, молдинги) из травленого металла и декалей. Все это значительно улучшает внешний вид копии и влияет на конечную стоимость изделия.

 

г Alex Arvin 2003